Ставшее уже привычным за последние годы словосочетание "Интранет решения" на самом деле обозначает сразу несколько категорий в области информационного бизнеса. Во-первых - это определенная технология, во-вторых - это определенный класс задач, в третьих - это определенный метод управления.
Целью метода управления, используемого при построении системы с применением технологии Интранет, является обеспечение координации, коммуникации и быстрого поиска информации для принятия решения сотрудниками, выполняющими одну задачу.
Основные компоненты технологии, используемой в Интранет решениях:
Web-серверы - обслуживают HTTP (HyperText Transfer Protokol) протокол, посылают HTML (HyperText Markup) файлы по запросу клиентов.
Web-сервер - универсальный посредник между разнообразными источниками информации и теми, кто является ее потребителями. На сегодня, можно сказать, нет такого формата данных, такого источника информации, к которому не был бы обеспечен доступ. И нет такой компьютерной платформы, на которой не был бы реализован навигатор для доступа к Web-серверу.
Web-навигаторы - позволяют получать и отображать HTML страницы, посылаемые Web-сервером.
Приложения реализуют специализированную функциональность и общаются с клиентами через Web-серверы.
Разработка приложений для Интранета немногим отличается от того, к чему мы давно привыкли: постановка задачи, разработка моделей данных и алгоритмов, проектирование пользовательского интерфейса.
Разница в том, что пользовательский интерфейс теперь для всех приложений единый и нет необходимости изучать очередное средство разработки; интерфейс к базам данных тоже приведен в соответствие со стандартами, следовательно, нет привязки приложения к какой-то конкретной СУБД. И приложение теперь работает не на клиентской машине, требуя все больше и больше ресурсов, а на сервере, где эти ресурсы используются гораздо более эффективно.
Базы данных хранят структурированную информацию, обрабатываемую в приложениях.
Несмотря на многообразие возможных источников информации, самым популярным из них остается обычная база данных. Это и понятно - нет другого такого же надежного и эффективного хранилища структурированной информации. Получившая большую популярность "трехуровневая архитектура" в Web-мире выглядит так: "клиент-навигатор - приложение Web-сервер - база данных ".
Такая архитектура дает большую гибкость в настройке - можно подключить любые базы данных, соединить то, для чего раньше приходилось держать несколько разных приложений, несовместимых между собой. Кроме того, эта архитектура существенно снижает нагрузку на сеть - ведь она предназначена для работы по низкоскоростным линиям связи.
Работу типичной системы, построенной по Web-технологии, можно описать всего несколькими словами.
Вся функциональность сосредоточена на серверной части и управляется централизованно.
Клиентская часть не содержит активного компонента приложения, не требует специального программирования и администрирования.
Стандартные услуги: несколько навигационных деревьев и поиск.
Интернет и Интранет
Описанная технология полностью заимствована из Интернета, только применима для построения корпоративной информационной системы.
При построении корпоративных ИС чаще всего требуется расширение описанной стандартной функциональности. Например, добавляется ввод и разносторонняя обработка информации, а также процедуры управления ее содержанием. Расширение достигается созданием и/или интеграцией специализированных приложений. Повышается сложность системы.
Обычно информация, выставляемая "в Интернет", предназначена для всеобщего обозрения, а внутри корпорации всегда существует фактическое распределение прав доступа.
К тому же, если корпоративная сеть имеет выход в открытые сети Интернет, особую актуальность приобретает предотвращение несанкционированного доступа "снаружи".
У проблемы существуют как технический, так и организационный аспекты. Причем, на техническом уровне проблема достаточно проработана, а организационные вопросы не всегда просто разрешить. Необходима общая концепция безопасности, определяющая, кому и к какой информации должен быть предоставлен доступ, какая информация является особо секретной, а какая реально в особой защите не нуждается. Необходимы, кроме того, организационные механизмы поддержания выполнения установленного порядка.